ЕГЭ. Как написать экзаменационное сочинение по литературе в декабре? Рекомендации
Дорогие выпускники, посетители моего сайта! Совсем скоро вы будете писать сочинение по литературе, это ваш первый экзамен! Хочу дать вам некоторые рекомендации по написанию, думаю, они помогут вам на экзамене.
Сначала хочу сказать немного о тех АРГУМЕНТАХ, которые я для вас подготовила. Это лишь мои рекомендации по поводу того, какие произведения можно использовать, что именно из них анализировать, как не отойти от темы. Это ни в коем случае не готовые части ваших сочинений. Не нужно слепо их только переписывать. Если учесть, что ежедневно эти мои статьи читают более 20 тысяч человек, то вы понимаете, что аргументы просто будут узнаваемы проверяющими, не будет творческого подхода, индивидуальности в работе. Возьмите их за ОСНОВУ, но пишите своё, опираясь на тему.
Несколько слов о цитатах. Мне пишут ребята письма с вопросом, почему их так много в моих аргументах. Вы же понимаете, что эти цитаты вы не будете использовать в сочинении. Вы их просто не запомните. Я их привожу с той целью, чтобы вы видели, как именно та или иная мысль изложена автором, чтобы потом суметь это пересказать , проанализировать, дать свою оценку. Ведь произведения вы читали давно, какие — то моменты просто забыли. И я вам напоминаю их.
Ну а теперь начинаю разговор о конкретных рекомендациях к сочинению.

Как написать экзаменационное сочинение по литературе
- Любая работа начинается с изучения того, каковы требования к ней. В данном случае это критерии. Внимательно изучите их, пишите сочинение с их учётом.
- Объём сочинения – не менее 250 слов. Ни в коем случае не пишите меньше, иначе работа просто не будет зачтена. Но и слишком много тоже не пишите — можете допустить лишние ошибки, отойти от теме. Самый оптимальный объём– 300- 450 слов. Заранее посмотрите, сколько слов умещается на листе А4, чтобы примерно знать, каким должен быть ваш объём внешне.
- Вам было предложено 5 направлений тем. Это, ребята, НЕ ТЕМЫ, а лишь, НАПРАВЛЕНИЯ. Какими будут темы, вы не знаете. На то это и экзамен, что сами темы прозвучат лишь на нём.
- Давайте на примере одной из тем разберём, как же надо писать сочинение, что учитывать при его написании.
Рекомендации по написанию сочинения
Какими могут быть темы.
- Тема, сформулированная на основе данного направления. Пример: «Сложный выбор между сердцем и разумом – одна из проблем художественной литературы»
- Может быть дана цитата по теме. Пример: «Разум и чувства — две силы, равно нуждающиеся друг в друге» (В.Г.Белинский).
1.Внимательно вдумайтесь в тему, поймите смысл каждого слова в ней.
Данные темы вроде похожи, но в то же время они и различны.
Давайте вдумаемся в эти темы.
- В первой речь идёт об одной из проблем в литературе. Поэтому во вступлении это обязательно надо будет отметить.
- Во второй — слова «литература» нет вообще. Поэтому аргументы будут лишь средством раскрытия проблемы, отражающейся в теме.
2.Вступление. Основные требования:
- Во вступлении необходимо показать , как вы поняли тему сочинения, какова её проблема, основная мысль
- Обязательно сузьте тему ВОПРОСАМИ, на которые вы будете отвечать в сочинении
- Запомните принцип написания вступления, который никогда вас не подведёт: «От общего к частному». Это значит, что начать рассуждать необходимо с общих мыслей, постепенно переходя к теме.
Примеры
Художественная литература не случайно называется «учебником жизни». Много различных актуальных тем и проблем поднимают в ней авторы (это общее) .Одна из них- как соотносятся разум и чувств в жизни человека. ( переход к частному). Людям свойственно в определённые минуты выбирать между голосом разума и велением сердца, а иногда именно их гармония позволяет достичь желаемого. Рассмотрим на примерах, как авторы освещают эту проблему, какой выбор делают их герои и почему (ставим вопросы, которые определят круг ваших рассуждений)
Всего 63 слова.
Разум и чувства — две огромные силы, которые влияют на ход событий в жизни человека. Гармония или противостояние этих чувств должны определять действия людей ( общее)? Данная проблема не раз находила отражение в произведениях художественной литературы (переход к частному). Как поступить в той или иной ситуации, следовать велению сердца или полностью отдаться разуму (вопросами ограничиваем ход наших рассуждений)?Герои литературы делают свой выбор. Какой и почему? Рассмотрим это на примерах .
Всего 59 слов
- Основная часть. Рекомендации
- В основной части должно быть два аргумента. Не пишите больше, лишние аргументы не будут засчитываться.
- Приводите примеры, в которых показана борьба разума и чувств вдуше одного героя. Не нужно приводить такие примеры, чтобы в одном произведении было показано, как преобладают чувства, а в другом — разум. Это худший из вариантов ваших рассуждений.
- Постарайтесь привести примеры, разные по своей сути. Например, в одном покажите , как в герое победило чувство, затмив разум, а в другом- как и разум , и чувство были в гармонии, помогая друг другу.
- Ни в коем случае не переходите на пересказ содержания. Приводите только свои мысли по поводу произведения.
- Важным является ещё одно. Помните, ваша задача – это не анализпроизведения ( вы не литературоведы, да и до вас многие учёные уже давно это сделали).Вы должны показать своё видение проблемы, подтверждая это примерами из произведений. Чётко должна прослеживаться ваша позиция. Просто стороннее комментирование текста, где нет вашей оценки, — это тоже самый худший вариант аргументирования проблемы. В таких случаях я всегда спрашиваю своих учеников: «А где же здесь вы?»

Приведу примеры, используя аргументы, которые я вам предложила в своей статье. Кстати, аргументы могут быть одинаковыми по обеим предложенным темам.
Татьяна Ларина и Евгений Онегин — герои знаменитого романа А.С.Пушкина. Почему они не смогли быть счастливы друг с другом, что помешало этому? Татьяна . Сколько в ней желания любить, как она тянется в Онегину! Преодолевая стыд, переходя границы установленных в обществе принципов, она первая признаётся в любви, ждёт ответного чувства. Любовь затмила разум героини. В конце же романа, наоборот, побеждает разум. Замужняя женщина, Татьяна не смеет переходить границы дозволенного, она верна мужу, сумела подчинить свои чувства разуму, хотя по-прежнему так сильно любит Онегина. Евгений же показан слишком рассчётливым. Он, как ему кажется, хорошо познал свет, не верит в настоящую любовь, не способен сам к сильному чувству. В конце же романа, во время объяснения с Татьяной, чувства переполняют героя. Но уже поздно. Татьяна «другому отдана». Да, « счастье было так возможно, так близко».Читая строки романа, задумываешься над тем, как важно осознавать последствия своих поступков, но в то же время как грустно и обидно, когда чувства не находят отклика в душе другого, или это происходит тогда, когда вернуть уже ничего нельзя.
Всего 167 слов
Пытается жить в согласии с разумом и чувствами героиня романа М.Булгакова Маргарита. Она ради любви оставила свою внешне благополучную жизнь. Всё у неё было вроде бы хорошо: муж, занимающий престижную должность, большая квартира, в то время, когда множество людей ютилось в коммуналках. Но не было главного — любви, было одно одиночество. И когда любовь пришла, Маргарита ушла к любимому. Что здесь сыграло главную роль? Чувства? Конечно, да. Разум? Наверное, и он, ведь Маргарита сознательно отказалась от благополучной внешне жизни. И ей уже не важно, что живёт она в маленькой квартирке. Главное, что рядом он — её Мастер. Так что и разум, и чувства были в душе Маргариты в согласии. Осуждаем ли мы героиню? Здесь каждый ответит по-своему. Но всё же жизнь с нелюбимым человеком — это тоже неправильно. Так что героиня сделала выбор , избрав дорогу любви- сильнейшего чувства, которое может испытывать человек.
Всего 138
3. Заключение. Рекомендации
- В заключении необходимо подвести итоги всему тому, что было сказано во вступлении: ответить на поставленные вопросы, подытожить мысли по проблеме.
- Здесь тоже важен принцип, но уже другой: « от частного к общему».
- Здесь обязательно «должны быть вы», то есть чётко должна звучать именно ваша позиция.
Таким образом, проблема соответствия разума и чувства достаточно широко освещена в художественной литературе. Авторы пытаются показать, как важно жить в гармонии с самим собой, уметь руководить разумом и подчинять чувства( это частое) . Быть хозяином своих поступков, понимать и предугадывать последствия слов, действий — это так важно. Не сразу человек приходит к такому выводу, допускает ошибки, обуреваемый эмоциями и страстями. Но сила каждого в том-то и заключена, насколько он может жить , прислушиваясь к разуму и сердцу( это общее) Я уверена, что такое согласие возможно, нужно только стремиться к самосовершенствованию (а это – «я»)
Всего 83 слова
Таким образом, человек должен сам сделать свой выбор: подчиниться разуму или отдаться во власть чувствам и эмоциям. Герои произведений сделали свой выбор. Авторы обозначили проблему( это частное) Читатель же делает уже свои выводы. Лучше пытаться прислушиваться к разуму, уметь руководить чувствами. Как правильно отметил В.Г.Белинский, « это две силы, рано нуждающиеся друг в друге»( это общее).Я полностью с ним согласна. Только самосовершенствование, стремление работать над собой, размышления и анализ слов и поступков приведёт к гармонии разума и чувств ( это «я»).
Всего 74 слова
Итого слов:
1 — ое сочинение: 465
2-ое сочинение: 458
Рекомендации по учёту критериев
1.Соответстиве теме
Сочинение должно соответствовать теме. Это аксиома. Если этого нет, неверно тема понята, искажена, то ставится «незачёт»
2.Аргументация. Привлечение литературного материала
Необходимо привести два аргумента именно из художественной литературы (отечественной или зарубежной). Приводите те произведения, которые вы читали, иначе можете исказить смысл. Нельзя лишь пересказывать текст. Ошибкой будет и вторая позиция, когда ученик лишь упоминает произведения, но совершенно не комментирует их, не подтверждает ими свои мысли.
Композиция — это структура, построение сочинения. Части сочинения должны чётко следовать одна за другой, необходимо красиво соединять их. Никаких «перескакиваний» с одной мысли на другую. Всё чётко, продуманно.
- Качество речи
Качество речи – это отсутствие речевых ошибок, правильное построение предложений, точность мыслей, богатство лексики, отсутствие речевых штампов. Избегайте разговорных слов и выражений.
Чтобы получить «незачёт» по данному критерию, надо очень «постараться». Ведь допустить 5 ошибок на каждые 100 слов, согласитесь, это ужасно. Проверяйте, вспоминайте правила, не спешите. На экзамене будет дана возможность пользоваться орфографическим словарём — пользуйтесь! В общем, проверяйте работу, что я ещё могу сказать.
Таковы мои рекомендации.
Желаю вам, ребята, хорошо подготовиться к экзамену и получить долгожданный «зачёт»!
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Детальный (этапный) план подготовки к ЕГЭ по литературе
Очевидно, большинство из вас беспокоит то, как подготовиться к ЕГЭ, да и еще сдать при этом на высокие баллы. Да, я уже рассказывал вам на какие этапы можно разделить подготовку, но это лишь в общих чертах, чтоб примерно видеть перед собой основные задачи. Теперь же я предлагаю детально разделить весь этот трудный процесс. Ведь, чтоб пища лучше усваивалась, ее следует брать небольшими кусочками и не торопиться, тщательно её пережевывая. Подобным образом мы поступим с процессом подготовки к ЕГЭ по литературе. За год Вы сможете и успеете подготовиться и сдать на высокие баллы!
Итак, мы поставили перед собой большую цель – СДАТЬ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ НЕ НИЖЕ 85 БАЛЛОВ (завышайте, занижайте себе планку, но мы будем с вами ориентироваться на среднего выпускника, который желает целенаправленно готовиться).
Процесс подготовки для вашего удобства начнётся с 1 сентября. И до начала экзамена у вас будет 9 месяцев или чуть более 270 дней.
Кто бы чего ни говорил, но наша основная задача в процессе подготовки, конечно, будет – прочитать произведения из предложенного списка. Как это сделать правильно. Начинайте сверху вниз, то есть с древнерусской литературы. Не каждому дано уловить проблематику, сюжет, вообще смысл подобных произведений, поэтому, исходя из личного опыта, советую вам немного отложить знакомство с текстом, а начинать с критической литературы, поискать информацию о героях, сюжете, проблематике и т.д. Это в первую очередь поможет вам детальнее концентрироваться на тексте и выискивать нужную информацию, да и в целом понимание будет глубже, а это как раз и нужно.
Правило первое – самое важное
Возьмите себе за правило КАЖДЫЙ ДЕНЬ прочитывать не менее 50 страниц. Если вы будете следовать этому принципу, то в общей сложности осилите за это время почти 14000 страниц. Согласитесь, в этот объём войдут все ключевые произведения. Это может показаться для кого-то невероятным – читать каждый день, но ваши ежедневные временные затраты на чтение будут составлять не более полутора часов, разве это много? Ты ведь поставил себе цель? Повтори её вслух и запиши в блокнот – СДАТЬ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА … (нужное количество баллов).
Так что тебе мешает к ней идти – всё в твоих руках, мой друг, абсолютно, поэтому: «К чёрту всё! Берись и делай!»
Мы живем в 21 веке, поэтому заведите себе электронный ридер, если вы еще этого не сделали, за то время, пока вы проходите в библиотеку, можно прочитать не одну книгу, так что решать тут вам (главное берите устройство с e – ink дисплеем).
Теория и подходы к ней
Я говорил, что у всех подготовка будет различной, потому что все мы разные и уровень наших знаний на старте тоже отличается. Кто и как поступает. У большинства из нас развита механическая память, то есть запоминается лучше то, что несколько раз записали – в нашем случае для отработки теории вы можете поступить аналогичным образом, теория в схемах и таблицах открыта всегда. Но это в том случае, если ваши знания недостаточно высоки. Если чувствуете уверенность в своих силах, в знании теории, то можете брать быка за рога и решать-решать тесты. К тому же, друзья, изменений по сравнению с прошлым годом в структуре ЕГЭ, в критериях нет, так что можете решать тесты, которые были в этом году (они все есть на сайте).

Подведем небольшой итог из вышесказанного относительно теории литературы:
Если вы чувствуете, что знания есть, но они не так сильны, то можете просто решать тесты (уровень теоретических знаний повысится).
Если же вы сомневаетесь, то открываете всю предложенную на сайте теорию, и переписываете себе в тетрадь, распечатываете или просто читаете, особых секретов тут нет. Очень важно некоторые вещи прорешивать, это касается определение размера стиха, рифмы и т.д.
Отмечу в очередной раз, что теория без практики (без отработки тестов) не так сильно поможет вам.
Периодичность работы с теорией.
В школьном курсе литературы её не так много, поэтому, если мы начали подготовку с сентября, то решать по парочке тестов в неделю вам будет вполне достаточно, главное делать это систематически.
Как разобраться с частью С
Разобравшись с теорией, мы можем приступать к следующему пункту – Часть С. Да, здесь какого-то точного рецепта, который бы работал на всех, нет. Однако существует уже немало советов и рекомендаций по работе с ней. Озвучу основные.
Как я уже сказал, вам необходимо каждодневное чтение. Лучше, если мы будем совмещать его с написанием коротких ответов С1-С2 (про лирику поговорим отдельно) и большого сочинения С5. Что для этого необходимо? Самое малое – ваше желание.
· Первое правило при работе с частью С – не лить воду, особенно это касается коротких ответов С1-С4. Короткий пример, дан вопрос в С1: Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых? Здесь запрещено характеризовать эпоху, время, быт, пускаться в пространные рассуждения. Лучшим решением здесь будет – переформулировать вопрос: Система воспитания в данном эпизоде показана многогранно. Во-первых. во-вторых. Приводите четкие аргументы, которые можно подкреплять короткими цитатами из отрывка, тогда ваши суждения будут максимально достоверны и эксперт даже не пустится проверять ваши слова.
· Второе правило – подводите итог. Вы привели тезисы, либо провели параллели между несколькими произведениями в заданиях С2-С4, не забывайте о коротком заключении. Помните здесь простое правило – концовка запоминается лучше всего (экспертам в комиссии после нескольких часов все работы будут казаться одинаковыми, поэтому над концовкой не торопитесь, она должна быть четкой и ёмкой). Пары предложений здесь будет достаточно, это условная рекомендация, если потребуется больше, никто не помешает.
· Третье правило – выдерживайте логику ответа. Ещё и ещё раз повторяю – пишите план. Когда в вашем ответе нет цельности, нет логичности, то потерять баллы получится слишком легко, остерегайтесь этого.
· Остальные советы и рекомендации читайте здесь.
Разумеется, все эти правила – ничто, да и никакие правила не помогут вам, если вы не будете читать и писать – просто, не правда ли? Но за всей этой простотой и скрывается ваш труд на пути к успеху – 100 баллов! Вы всё ещё сомневаетесь в себе? Читайте дальше.
Честно признаюсь, лирика в школе давалась с трудом, вроде бы и читается легко, и немного, а вот смысл улавливал далеко не с первого раза. А всевозможные метафоры, порой, приводили в ступор.
Рецепт, друзья, тут прост – читайте критику, читайте качественные учебники, только тогда вы будете улавливать все настроения, будете понимать выразительные средства, их цели, предназначение, исторический контекст и т.д.
Что порекомендую почитать? Список критической литературы для вас уже составлен.
Выведу еще одно небольшое правило, оно вполне разумное – учите стихотворения. Да, в задании С4 необходимо приводить цитаты, указывать название произведение и его автора. Как вы себя поведете, если не будете знать стихов? Сложно будет, очевидно.
А теперь маленький совет – носите стихи с собой. По дороге в школу, обратно – просто идете и учите, повторяете про себя. Сегодня положил один стишок, походил, поучил. Отложил, взял второй – операцию повторил, предыдущий стих тоже вспомнил. Управляйте своим временем. Ищите лишние минутки, их можно тратить весьма и весьма продуктивно.
Кто не знает, часть С оценивается исключительно по критериям, поэтому, всегда, когда садитесь за написание части С – держите их перед собой, вы должны их вызубрить, разумеется, выучить ту часть критерий, за которые дают максимальные баллы. Критерии С1-С3, С2-С4, С5.
Об учителях и репетиторах
Литература – один из немногих предметов, где к посторонней помощи можно и не прибегать, если, конечно, вы целеустремленный человек и ничего не боитесь. Не спорю, что в идеале нам нужен человек, который бы проверял нам письменную часть работы, в остальном же – он не нужен. Кто для этого подойдет? Вовсе не обязательно, чтоб это был какой-то дорогой репетитор из вуза, вполне подойдет педагог, который имеет стаж подготовки к ЕГЭ, подчеркну здесь именно стаж подготовки к ЕГЭ, а не общий учительский стаж.
Общий план подготовки
Каждодневное чтение по 50 страниц.
Сентябрь – октябрь– работа с теорией, решаете по 2 теста в неделю (за 2 месяца теорию можно всю будет выучить). За это время вы решите 16 тестов.
Ноябрь – декабрь – отрабатываем С1–С2. Тут важный момент – сохраняйте все свои письменные работы, особенно те, которые хорошо получились. Периодичность? По 2 письменные работы, то есть 2 вопроса из С1 и 2 вопроса из С2. Удобно вам будет это делать всё за раз, или распределять на неделю – решать, разумеется, вам.
Январь – февраль – работаем с лирикой. Всё тоже самое, что и с С1 и С2. Повторю, работайте, не отрываясь от критики, «Шурики» вам в помощь.
Март – полностью посвящаем работе с С5. Отбираем для начала те сочинения, в которых сможем раскрыть тему, те произведения, которые мы хорошо знаем, это даёт определенные стимулы к работе. 2 сочинения в неделю – это не сильно надоест с одной стороны, а с другой – здесь главное проводить качественную работу над ошибками.
Апрель – отдых. Вы только читаете по 50 страниц в день и ничего больше.
Май – на протяжении своей подготовки вы наверняка наметили свои слабые стороны, так вот, май месяц – это то время, чтобы закрыть все свои пробелы (или хотя бы основные), тут всё зависит от вас – если много пустых мест, то, соответственно, больше предстоит работать. Да, тут мы работаем от и до: берем тест и решаем целиком вместе с частью С.
В последние 2 недели в июне я вам рекомендую поработать с лирикой. Повторяйте стихи, читайте критику, много писать здесь не нужно. Обязательно освежить в памяти теорию – вновь обратиться к тестам. В последний день перед экзаменом обязательно отдыхаем.
А теперь без лишних размышлений, без лишней лени, эмоций – приступаем к работе! Ты справишься!
UPD: (10.09.2013). После обсуждения данного материала с моим преподавателем на кафедре, отметил, что не сделан акцент на драме. Разумеется, произведения, которые относятся к роду драмы, требуют несколько иных подходов, здесь есть определенные нюансы. Например, чтобы увидеть развитие сюжета в драматическом произведении необходимо по-настоящему вдумчивое и внимательное чтение, даже при большом желании, понять с первого раза – сложно. Поэтому подобные произведения настоятельно рекомендую читать не менее двух раз. Как работать с текстом? При чтении очень важно держать перед собой список героев, потому что их появление и исчезновение происходит порой очень стремительно. Ещё один момент, внимательно читаем ремарки (небольшие авторские пояснения по ходу действия), они, во-первых, передают авторское отношение, во-вторых, помогают раскрыть героев, понять ключевые моменты. Особенно часто в ремарках даётся описание сцен, которые характеризует, в первую очередь, быт героев, те условия, в которых они действуют. И чтение хорошей критической литературы здесь тоже никогда не повредит.

Как писать итоговое сочинение?
Как развить заданную тему? Где взять аргументы? Какими книгами пользоваться? Сколько слов должно быть в сочинении. Мы постарались дать рекомендации тем, кто пишет итоговое сочинение в декабре.
Чтобы получить допуск к летнему выпускному экзамену по русскому языку, ученикам 11 класса нужно продемонстрировать своё умение писать сочинение заранее (в декабре) и получить «зачёт» за письменную творческую работу.
На выполнение задания отводится 3 часа 55 минут (235 минут). За это время нужно создать текст объёмом не менее 350 слов – таково рекомендуемое количество слов в итоговом сочинении. Если же в ученической работе менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за работу в целом. Максимальный объём сочинения не регламентирован.
Одно из главных требований к выполняемой работе – сочинение должно быть написано самостоятельно. Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме), однако объём цитирования не должен превышать объём собственного текста экзаменуемого. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за всю работу.
Тематические направления, в рамках которых будет писаться работа, известны заранее (они опубликованы на сайте ФИПИ), однако точные темы сочинений станут известны за 15 минут до начала экзамена!
В 2019/20 учебном году официально утверждены следующие открытые тематические направления для итогового сочинения:
1. «Разум и чувство».
2. «Честь и бесчестие».
3. «Победа и поражение».
4. «Опыт и ошибки».
5. «Дружба и вражда».
Далее представляем краткое описание этих тематических направлений и книги, которые могут помочь при создании творческой письменной работы:
Тематическое
направление
Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Эта тема интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором, как поступить: руководствоваться разумом или чувствами.
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»,
А. С. Грибоедов «Горе от ума»,
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
И. С. Тургенев «Отцы и дети», «Ася»,
И. А. Бунин «Чистый понедельник»,
М. Горький «Старуха Изергиль»,
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»,
Л. Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»,
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»,
В. Распутин «Живи и помни»
В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели уделяли внимание изображению разных проявлений характера человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»,
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»
Джек Лондон «Белый клык»,
Л. Н. Толстой «Война и мир»,
А. Н. Островский «Бесприданница»,
В. В. Быков «Сотников»,
В. А. Каверин «Два капитана»,
А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»,
Дж. Р. Р. Толкиен «Властелин колец»
Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
Б. Л. Васильев «В списках не значился», «А зори здесь тихие. »,
А. Т. Твардовский «Василий Тёркин»,
Э. М. Ремарк «На западном фронте без перемен», А. А. Фадеев «Молодая гвардия»,
Н. А. Островский «Как закалялась сталь»,
Р. Рождественский «Реквием»,
Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»,
Э. Хемингуэй «Старик и море»,
У. Голдинг «Повелитель мух»,
В. П. Астафьев «Царь-рыба»
В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
Д. Лондон «Мартин Иден»,
А. П. Чехов «Ионыч»,
М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь», «Карась-идеалист», «Как один мужик двух генералов прокормил»,
М. А. Шолохов «Тихий Дон»,
М. А. Булгаков «Собачье сердце»,
Г. Марш «Не навреди»,
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»,
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
Э. М. Ремарк «Три товарища»,
Д. Дефо «Робинзон Крузо»,
В. А. Каверин «Два капитана»,
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»,
А. И. Приставкин «Ночевала тучка золотая».
ПЛАН (КОМПОЗИЦИЯ) ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
Общепринятая структура сочинения предполагает наличие трех главных компонентов рассуждения: вступления, основной части и заключения. Основная часть содержит тезисы, подкрепленные доказательствами. Таким образом, общий план сочинения имеет вид:
Вступление
Введение в тему, содержащее предварительные, общие сведения о той проблеме, над которой предстоит поразмышлять автору сочинения.
Основная часть
Логичное, доказательное и стилистически грамотное изложение своих рассуждений.
Тезис 1
Доказательства, примеры
Микровывод (обобщение написанного)
Логический переход к новой мысли
Тезис 2
Доказательства, примеры
Микровывод
Логический переход к новой мысли
Тезис 3
Доказательства, примеры
Микровывод
Заключение
Подведение итогов, обобщение вышесказанного, завершение рассуждения.
Выполненная работа оценивается в соответствии с четкими критериями:
1. Соответствие теме
Данный критерий связан с проверкой содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла.
2. Аргументация. Привлечение литературного материала
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой пуь использования литературного материала, показывает разный уровень осмысления литературного материала.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения.
3. Композиция и логика рассуждения
Данный критерий связан с проверкой умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.
4. Качество письменной речи
Данный критерий связан с проверкой речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения.
5. Грамотность
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке), а также «зачет» по одному из других критериев.
НАПИСАНИЕ И РЕДАКТИРОВАНИЕ СОЧИНЕНИЯ
Рекомендации приводятся по учебному пособию Ташлыкова С. А. «Сочинение: секреты жанра».
При работе над черновым вариантом сочинения усвойте ряд рекомендаций:
Пишите текст черновика, если это возможно, на одной стороне листа, что позволит Вам делать вставки, используя обратную сторону.
Оставляйте на каждой странице большие поля. Если нужно переделать фразу, внести дополнения, сделать замечания, Вы сможете сделать это на полях Вашей работы.
Оставляйте просвет между строками, это позволит Вам в процессе работы вставлять в текст сочинения отдельные слова, словосочетания или целые предложения.
Используйте сокращения, схемы, условные знаки, графические построения. Экономьте время! Не стремитесь, чтобы черновик представлял полный текст сочинения. Он может быть написан в виде тезисов, которые будут развернуты в чистовом варианте.
1. Начнём с эпиграфа. Эпиграф – это визитная карточка Вашего сочинения, где в предельно малой форме выражена идея сочинения, его главная мысль. Неправильный выбор эпиграфа может повлечь за собой неверное раскрытие темы и искажение идеи сочинения или вступить в противоречие с содержанием Вашей работы.
Если во время работы у Вас под рукой не оказалось нужного эпиграфа, не торопитесь занять место какой-нибудь строкой: наличие эпиграфа в сочинении необязательно.
Следует предусмотреть возможность появления определенных тем и иметь в своём багаже запас эпиграфов: строки из стихотворений, прозаических произведений, литературно-критических статей, афоризмы, максимы и т.п.
2. Не затягивайте введение! Помните, что введение и заключение, вместе взятые, должны занимать ¼ часть всей Вашей работы. Поэтому начинайте с главного, с существа вопроса. Уже с первых строк проверяющему должна быть ясна идея, главная мысль Вашего сочинения. Заканчивая введение, перекиньте «смысловой» мостик – фразу, предложение – к главной части Вашего сочинения. Введение не должно подменять собой главную часть сочинения. Всё сказанное нами выше приложимо и к заключению, которое подводит черту, выводит из сочинения.
3. Во время работы над основной частью не отклоняйтесь от темы: план должен быть постоянно перед глазами в течение всего процесса написания сочинения. Это даст Вам возможность чувствовать тему, её развитие и контролировать себя. Иногда необходимо пожертвовать интересной, но далёкой мыслью, чтобы не уклониться от темы. В то же время, если в процессе работы логика сочинения потребует перестановки аргументов, то это необходимо сделать: не стоит следовать плану слепо, лучше подчиниться вновь найденной системе доказательств. Однако такая корректировка должна быть проведена уже в черновике и допустима в крайнем случае: старайтесь, чтобы сочинение соответствовало плану.
4. Соблюдайте соразмерность частей сочинения. Если для доказательства идеи Вы используете три, четыре, пять аргументов, то главная часть Вашего сочинения должна состоять соответственно из трёх, четырёх, пяти смысловых частей, примерно равных между собой. Если части существенно неравны, постарайтесь сделать их соразмерными.
5. Избегайте прямого пересказа: пересказ должен быть комментированный, направленный на раскрытие темы, доказательство идеи сочинения. Выразите свое отношение к теме, желательно, чтобы этим отношением было пронизано всё Ваше сочинение.
6. Умейте цитировать. Цитата – дословное воспроизведение отрывка из какого-либо текста. Цитирование необходимо для:
• подтверждения своей собственной мысли,
• опровержения чужого, неверного, на Ваш взгляд, мнения в целях аргументированного наглядного доказательства верной мысли,
• ознакомления с чьим-либо авторитетным мнением,
• демонстрации дискуссионных точек зрения на проблему, осмысляемую Вами в сочинении,
• сохранения особенностей языка и колорита художественного текста при его изложении.
При цитировании необходимо соблюдать ряд условий:
• не цитируйте общеизвестные и банальные истины, вводите в сочинения оригинальные и парадоксальные мысли и суждения,
• не искажайте смысл цитаты в угоду собственной идее: смысл цитаты, даже после значительного её сокращения, должен быть сохранен,
• не перегружайте сочинение цитатами, особенно большими, используйте фрагментарное цитирование.
Помните! Цитата не повторяет, а доказывает мысль. Цитата становится лишней, если она дублирует мысль, выраженную своими словами (чаще всего это встречается в сочинениях, связанных с анализом лирического текста).
О притягательности и опасности цитат хорошо сказал немецкий философ Фридрих Ницше: «Юные авторы не знают, что любое удачное выражение, любая удачная мысль – хороши только в совокупности с другими, подобными им, выражениями и мыслями, что превосходная цитата может обратить в ничто целые страницы, даже целую книгу. Она как бы предостерегает читателя, говорит ему: «Будь внимателен: я драгоценность, а все остальное рядом со мной – олово, простое жалкое олово». Всякое слово, всякая мысль должны находиться, так сказать, в подходящем для них обществе».
В сочинении используйте различные приёмы цитирования:
• полное цитирование (используется при небольшой по объёму цитате, грамматически оформляется как прямая или косвенная речь),
• частичное – фрагментарное – цитирование (используется при больших цитатах, в текст включаются отдельные слова и выражения из цитаты),
• ссылка на цитату (содержание цитаты достаточно известно, что исключает необходимость её приведения).
Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое может стоять
• перед цитатой, если она приводится не с начала фразы (после многоточия цитата начинается со строчной буквы),
• в середине цитаты, если пропускается какая-то её часть,
• в конце цитаты, если она обрывается и не исчерпывает всего высказывания автора.
При введении цитаты используйте такие глаголы, как думает, полагает, утверждает, считает, пишет, отмечает, поясняет, такие вводные конструкции, как по мнению, по словам, по мысли, с точки зрения, на взгляд.
7. Употребляйте в экзаменационном сочинении только те слова и выражения, которые Вам хорошо известны и в написании которых Вы уверены. Не употребляйте слов, в написании которых Вы хоть в малой мере сомневаетесь.
Кстати, неправильно употребленное слово, словосочетание и предложение следует зачеркивать, а не брать в скобки: скобки – это пунктуационный знак, используемый для выделения вводных предложений.
Учтите, что во время правки могут измениться падежные окончания, предлоги, окончания единственного и множественного числа. Поэтому после любого изменения в тексте желательно ещё раз прочитать тот фрагмент работы, где были сделаны изменения. Все грамматические недостатки лучше ощущаются на слух и могут быть вовремя исправлены.
Вы готовы переписать сочинение набело? Проверьте черновой вариант еще раз.
8. Сочинение следует проверять не менее трёх раз! Естественно, что глубокая и тщательная проверка возможна только тогда, когда на неё оставлено достаточное количество времени. Хорошо, если на эту работу Вы оставите 30 минут и проведёте ее в три этапа:
1. Проверка стиля.
2. Проверка орфографии.
3. Проверка пунктуации.
Объясните себе постановку каждого знака препинания. Если возникают сомнения, измените синтаксическую конструкцию. Помните: если Вы решите оспорить результаты проверки, Вы должны убедительно доказать постановку того или иного знака. Авторских знаков препинания (исключение составляют прямые цитаты) в Вашем сочинении быть не должно.
Такая трёхкратная проверка сочинения поможет Вам каждый раз сосредоточить внимание на одном из аспектов: содержательном, орфографическом, пунктуационном, что позволит достичь оптимальных результатов.
Не бойтесь проводить небольшие правки даже во время белового переписывания, но знайте, что проверяющий вправе снизить Вам оценку за исправления в чистовом варианте Вашей работы.
Вы написали сочинение, проверили его, исправили все недочёты.
Сдавайте! Удачи Вам! И помните: «Где нет источника мыслей, слова иссякают быстро» (Бальтасар Грасиан).
Книги для подготовки к итоговому сочинению:
1. Беляева Н.В. Итоговое сочинение: подготовка и контроль.
2. Озеров Ю.А. Раздумья над сочинением.
3. Кохтев Н.Н. Сочинение: работа над содержанием и языком.
4. Морозова Н.П. Учимся писать сочинение.
5. Сочинение? Легко! 10—11 классы: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / [С. И. Красовская, М. И. Шутан, Е. А. Певак]. — М.: Просвещение, 2015.
6. Ташлыков С.А. Сочинение: секреты жанра.
II. Книги, посвящённые анализу художественного текста:
1. Анализ художественного произведения. Художественное произведение в контексте творчества писателя.
2. Барахов В.С. Литературный портрет: Истоки, поэтика, жанр.
3. Вайль П., Генис А. Родная речь.
4. Винокур Г.О. «Горе от ума» как памятник русской художественной речи// Избранные работы по русскому языку.
5. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы.
6. Гаспаров М.Л. Русские стихи 1880-1925-го годов в комментариях.
7. Гаспаров М.Л. О русской поэзии.
8. Гинзбург Л. О литературном герое.
9. Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория и практика анализа.
10. Искусство анализа художественного произведения. (Пособие для учителей). Сост. Т.Г. Браже.
11. Кухаренко В.А. Интерпретация текста.
12. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста.
13. Николина Н.А. Филологический анализ текста.
14. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ.
15. Топоров В.Н. Пространство и текст// Текст: семантика и структура.
16. Тюпа В.И. Аналитика художественного.
17. Хализев В.Е. Драма как род литературы: Поэтика. Генезис. Функционирование.
18. Щерба Л.В. Опыты лингвистического толкования стихотворений// Избранные работы по русскому языку.
19. Эйхенбаум Б.М. О поэзии

Станьте первым!