Логотип сайта Год 2020
Год 2020

  • Афиша 2020
    • Афиша
    • Новости и события 2020
    • Гороскопы и предсказания 2020
      • Сонник
    • Образование 2020
    • Мода 2020
    • Заготовки
  • Праздники 2020
    • Новый год 2020
      • Новогодний стол 2020
      • Новогодний интерьер 2020
      • Новогодняя мода 2020
      • Новогодний корпоратив 2020
      • Подарки на Новый год 2020
      • Где встречать Новый год 2020
    • 23 февраля 2020
    • 8 марта 2020
    • Официальные праздники 2020
    • Профессиональные праздники 2020
    • Церковные праздники 2020
  • Тосты
    • Тосты на день рождения и юбилей
    • Тосты на Новый год
    • Тосты на свадьбу
    • Красивые тосты
    • Частушки
  • Сценарии
    • Сценарии на день рождения
    • Сценарии на Новый год
    • Сценарии на выпускной
    • Сценарии на свадьбу
    • Праздничные сценарии
    • Игры и конкурсы
  • Поделки 2020
    • Осенние поделки
    • Поделки на новый год 2020
    • Поделки на 23 февраля и 8 марта
  • Туризм и спорт 2020



  1. Главная
  2. »
  3. Образование 2020

Аттестация педагогов в 2020 году какие изменения

21.06.2019 Образование 2020

Аттестация педагогов в 2020 году какие изменения

Вчера в министерстве просвещения РФ состоялось совещание по вопросу создания национальной системы учительского роста, в которой одним из основных элементов станет профессиональная аттестация педагогов. По словам министра, новая модель аттестации станет обязательной для всех учителей в 2020 году.

На совещании были представители девятнадцати регионов, где пройдёт апробации новой модели аттестации.

Министр просвещения РФ напомнила присутствующим о подписанном Президентом РФ указе, в котором поставлена цель о вхождении российской системы образования в ТОП-10 стран мира по качеству подготовки учащихся.

К 2020 году модель аттестации станет обязательной для всех педагогов. Поэтому уровень владениями цифровыми технологиями учителями приобретает решающее значение.

19 июня в девятнадцати регионах страны начинается апробация новой модели аттестации, в которой педагоги будут участвовать на добровольной основе. Для формирования этой модели необходимы честные и объективные результаты, полученные в рамках апробации. Информация о процессе и результатах этих мероприятий должны максимально быстро доходить до всего педагогического сообщества. Учитель в этот период станет не только испытуемым, но и экспертом, который сможет оценить содержание аттестационных процедур.

Апробации разработанной модели будет проходить на основе проектов типовых комплектов, входящих в единые федеральные оценочные материалы, которые способны разделить уровень профессиональных компетенций по владению предметом, методикой, психолого-педагогической сферы и коммуникативными навыками.

В каждом регионе, участвующим в апробации процесс исследований будут координировать и представители Общероссийского профсоюза образования, который последовательно выступает за обеспечение единого образовательного пространства страны. Задачи, стоящие перед профсоюзом можно определить, как:

· модернизацию аттестации педагогов,

· устранение ненужной отчётности в ходе проведения апробации,

· переход от формальной работы по оценке качеств учителей к реальному механизму, стимулирующему их профессиональный уровень,

· использование унифицированных материалов и механизмов, единых для всей страны.

Представитель профсоюза отметил, что сейчас в ходе апробации новой модели главной задачей является не определение предметных и методических знаний педагогов, а качество аттестационных материалов. Результаты исследования, все предложения и замечания будут использованы для доработки модели аттестации педагогов. 4 ноября будут подведены итоги этой масштабной работы, и новая модель будет обсуждаться среди экспертов и общества.

В ходе апробации учителя школ напишут разработанные тесты по знанию предмета т владению методикой преподавания. Выполненные задания оценят 624 эксперта в сфере образования.

 

Аттестация педагогов в 2020 году какие изменения

В образовании проводятся изменения, которые затронут всех учителей, преподавателей, директоров. Основной проект “Учитель будущего” предполагает проведение реформ в национальной системе учительского роста. Какие изменения ждут учительский состав российских школ? Главные цели и задачи проекта и проведения новой аттестации учителей?

В российских школах сегодня более 15 миллионов учеников и 1,5 миллиона педагогов. Скоро и тех, и других ждет своя аттестация: по словам министра просвещения Ольги Васильевой, новая система аттестации учителей станет обязательной уже с 2020 года. Чем она отличается от ЕГЭ? Кто поставит оценку учителю? Что такое единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМы)?

В 2017 году введен профессиональный стандарт педагога. К 2019 году в него планируют внести изменения. Тогда в школах будут работать не только учителя, но и старшие и ведущие учителя. Чтобы ввести эти должности, придется изменить систему аттестации педагогов. О том, какие изменения ждут педагогов разбираемся в статье.

Ольга Васильева, министр просвещения России:

– Новая горизонтальная система учительского роста предлагает достаточно серьезные оценочные процедуры. Сначала – по собственному желанию в течение какого-то времени, потом – обязательные. Прежде всего проверяются предметные знания, дается психолого-педагогическая оценка учителю. В 13 регионах у нас прошло добровольное анонимное тестирование учителей русского языка и математики. Большая часть с заданием не справилась, мы способствовали тому, чтобы каждый человек выработал траекторию совершенствования. Некоторым придется переучиваться, я так полагаю, года три.

В октябре 2018 года Рособрнадзор проведет всероссийское исследование компетенций учителей, в котором будут участвовать 18 тысяч человек из 45 регионов. Эксперты изучат, хорошо ли педагоги знают свой предмет и принципы подачи материала детям, умеют ли верно оценить ответы и решения учеников. Будут учитываться и другие критерии.

Пилотные регионы, участвовавшие в апробации новой модели:

Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Чеченская Республика, Краснодарский край, Красноярский край, Хабаровский край, Волгоградская область, Калининградская область, Ленинградская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Омская область, Рязанская область, Свердловская область, Томская область, Ульяновская область, Ярославская область.

– Цель – не “найти и наказать”, а понять, как повысить качество преподавания в школах. Для этого нужно получить объективные данные: как педагоги знают свой предмет, могут ли мотивировать ученика или, к примеру, выстроить индивидуальную образовательную траекторию, – рассказал проректор Московского государственного психолого-педагогического университета Андрей Милехин. – Первый этап апробации новой модели аттестации уже прошел в 19 регионах: ее тестировали на практике 615 учителей и 462 студента педвузов. От них мы получили более 12 тысяч предложений, замечаний, вопросов. Доработанная, но не окончательная версия модели сейчас проходит широкое общественное обсуждение.

Основные цели и задачи проекта “Учитель будущего”

Национальная система учительского роста войдет в федеральный проект “Учитель будущего”. Он во многом ключевой: не менее половины педагогов должны пройти переподготовку. Будет и новая система карьерного роста. То есть не вертикальная: учитель-директор-завуч, а горизонтальная. Сейчас в образовательной среде обсуждаются новые должности педагогических работников, отражающие их профессиональные успехи. Например, учитель – наставник.

Кроме того, сейчас проходит апробацию новая система аттестации учителей, которая станет обязательной уже в 2020 году. Проведение аттестации будет доступно “в два клика”. Не будет никакого портфолио, сбора грамот, благодарностей, подтверждающих, что педагог хорошо учит детей. Поэтому для новой системы потребуется современная техническая база, которая постепенно внедряется в школах по всей стране.

Зачем нужна аттестация учителей?

Вовсе не для того, чтобы найти ошибки и наказать. Главное – понять, как повысить качество преподавания в школах

В аттестационный “портрет учителя” входят еще три элемента, но собирать их будет администрация школы: справка работодателя, анализ образовательных результатов учеников, мнения выпускников. За все максимально можно набрать 100 баллов. До 60 – за прохождение ЕФОМ. Еще 20 баллов “подарят” успехи учеников, а условия профессиональной деятельности – максимум 5. И еще 15 баллов могут принести индивидуальные достижения учителя.

Все это будет органично встроено в Национальную систему учительского роста, которую министерство просвещения разрабатывает по поручению президента.

Переход на новую модель учительского роста пройдет в четыре этапа

– Первый этап: установление новых должностей педагогических работников (2017-2018)

– Второй этап: внесение изменений в профстандарт “педагог” в части дифференциации уровней профессиональных компетенций и описания трудовых функций (2018)

– Третий этап: разработка нового Порядка проведения аттестации, составление и апробация Единых федеральных оценочных материалов (2018-2019)

– Четвертый этап: внесение изменений в законодательство РФ в целях обеспечения социальных гарантий педагогическим работникам.

Какой будет аттестация по новым правилам?

Как будет проводиться новая аттестация учителей, начиная с 2020 года? Какие требования будут предъявлять к педагогам среднего общеобразовательного учреждения? Смогут ли получать бОльшую зарплату учителя, повысив свою категорию, пройдя аттестацию? Какие этапы будут проходить учителя при аттестации?

Члены комиссии будут оценивать предметные, методические, психолого-педагогические и коммуникативные навыки. Точные формы оценки пока неизвестны. В сентябре-октябре 2017 проводилась апробация ЕФОМ: учителя проводили видеурок, решали предметные, методические и профессиональные (как выйти из определенной ситуации на уроке) задачи.

1. Проведение ЕФОМов

В ней планируется несколько элементов, но среди ключевых – Единые федеральные оценочные материалы. Если коротко – ЕФОМы.

Для этого в каждом регионе организуют специальные площадки, где учителя будут выполнять задания по единым материалам, разработанным на федеральном уровне. Какие предметы – в фокусе? В первую очередь, русский язык и литература, математика и информатика, история, обществознание, экономика, право, предметы “Россия в мире” “Родной язык и родная литература”, “Основы духовно-нравственной культуры народов России”.

Первый “блок” – письменная работа по предмету, на выполнение которой в апробации отводилось два часа. К примеру, учитель математики будет не только решать уравнения и выводить производные. В ход пойдут и методические задачки: найти ошибку в решении школьника, помочь ее исправить и поставить адекватную оценку. Составить план урока, выстроить материал так, чтобы ребенок его усвоил… Да много чего еще. И если ЕГЭ нацелен на проверку конкретных знаний, то у единых заданий для учителей задач гораздо больше.

“Обкаткой” Единых федеральных оценочных материалов параллельно занимается и Рособрнадзор.

– Ключевая задача в том, чтобы разработать и апробировать инструменты для оценки предметных и методических компетенций учителей, – говорит заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев. – Какими должны быть эти материалы, инструменты и технологии для проведения объективной оценки квалификации педагога? Это вопрос, на который мы сейчас ищем ответ.

В планах до 2020 года – разработка ЕФОМов по всем школьным предметам. Апробация первых из них уже идет полным ходом: в ближайшие недели Рособрнадзор проведет всероссийское исследование компетенций, в котором будут участвовать более 20 тысяч учителей из 68 регионов. В фокусе – русский язык и литература, математика и информатика, история, обществознание, экономика, право. При этом будут учитываться условия работы педагогов: тип школы, в небольшом селе или мегаполисе, стаж, возраст… Всем участникам исследования ведомство также предложит оставить отзыв: что они думают о содержании и форме, в которой проходила “оценка”.

– Результаты исследования будут обезличены: по сути, это не мы тестируем учителей, а учителя тестируют новую систему, – подчеркнул Анзор Музаев. – То есть на данном этапе это никак не отразится на профессиональной репутации педагогов. Подчеркну: никаких наказаний, увольнений, лишения премий в школах быть не должно.

2. Оценка психолого-педагогических и коммуникативных компетенций

3. Решение “педагогического кейса” на компьютере

И последний “блок” – решение “педагогического кейса” на компьютере. Дается ситуация из реальной жизни. Например, в школу приходит новая девочка из неблагополучной семьи. Класс ее не принимает. Как ей помочь? Учитель составит план действий.

На выполнение всех заданий у педагога уйдет минимум четыре часа, но в разные дни. Однако действующая система аттестации, по оценкам экспертов, отнимает гораздо больше времени и при этом неэффективна. Приходится собирать килограммы разных бумаг: грамоты, сертификаты, благодарности. В одном регионе, чтобы аттестоваться на соответствие занимаемой должности, учитель должен набрать 10 баллов, в другом – 600. Где-то учитываются результаты учеников, где-то упор сделан на количество сертификатов о прослушанных формально курсах. Итог? Как показывают опросы, только 8% учителей считают, что аттестация реально влияет на их карьерный рост. Новая система кардинально изменит ситуацию.

4. Дополнительные баллы к аттестации

Московский государственный педагогический университет предложил такую модель: учитель на аттестации может набрать максимум 100 баллов. До 60 баллов будет приходиться на оценку квалификации, до 40 – на оценку профессиональных качеств. Из этих 40 баллов отзывы учеников могут составить максимум 25 баллов, работодателя – до 10 баллов, 5 баллов – мнения выпускников.

Введение новых должностей в карьере учителя

В школах могут появиться новые должности – “старший учитель”, “ведущий учитель”. Карьера учителя пойдет как по горизонтали, так и по вертикали. И если просто учитель может качественно обучать по основной программе, то “старший” – разрабатывает индивидуальные, вариативные и коррекционные программы, “ведущий” – выступает наставником, координирует работу педагогов, психологов, дефектологов.

Например, рядовой педагог ведет уроки по единым разработанным планам и рабочим программам, а старший – по вариативным программам, направленным на учет особых образовательных потребностей. Ведущий учитель может заниматься в самом сложном классе, где есть ученики, которым нужен индивидуальный подход и адаптированные программы. Ведущий учитель будет иметь минимальную учебную нагрузку и заниматься наставничеством. Эти нюансы уже прописаны в новом профстандарте для учителей. Он не вступил в силу, но вполне возможно, что с 1 сентября 2019 года станет обязательным.

– Как учитель может развиваться? Стать завучем? Директором? И все? Очевидно, что нам нужна новая система, которая позволит сохранить свой статус преподавателя и профессионала, не переходя на административные должности. В будущем я хочу брать под крыло молодых специалистов, руководить методическим объединением или кафедрой в рамках школы. И чем выше по этим ступенькам учитель будет подниматься, тем большую зарплату он должен получать, – считает призер конкурса “Учитель года-2018”, историк Илья Казанцев.

Сама модель еще может сильно измениться: ее общественные обсуждения идут на сайте ЕФОМ.рф до 9 ноября. Министерство просвещения обсудил ее детали на всероссийской конференции.

Что за профстандарт “Педагог”?

Профессиональный стандарт «Педагог» рассказывает о том, каким должны быть учителя и воспитатели детских садов. В нем указаны трудовые функции, например, общаться с родителями или готовиться к уроку. К 2019 году в стандарте должна появиться модель профессионального роста — учитель, старший учитель, ведущий учитель.

Учителем может быть выпускник вуза, воспитателем детского сада — выпускник вуза или суза. Учитель должен качественно обучать детей по образовательным программам, уметь работать с любыми детьми и родителями, непрерывно обучаться и развиваться.

Старший учитель должен разрабатывать индивидуальные программы обучения, воспитания и развития и проектировать программы коррекционной работы. То есть старший учитель выполняет функции методиста.

Ведущий учитель должен организовывать разработку образовательных программ и обучение по ним, координировать работу педагогов, психологов, дефектологов. То есть выполнять функции администратора.

Кто будет аттестовать педагогов?

Комиссии, как и раньше. Сейчас комиссии состоят из опытных педагогов, экспертов, научных сотрудников: региональные власти самостоятельно создают локальные акты и определяют, кто будет входить в комиссию. Как будут назначаться комиссии по новым правилам точно неизвестно. Скорее всего, это будет единый порядок и единое для всех регионов положение.

А нельзя проходить по старым правилам?

Пока точно можно. Ольга Васильева, министр образования и науки РФ, в интервью «РИА Новости» сказала, что в ближайшие два года аттестация как минимум будет проходить по выбору: классически, как она идет сейчас, или по трем направлениям, которые предлагает новая система.

А если я не пройду аттестацию?

Отправят повышать квалификацию. К 2020 году планируют создать НСУР. Сейчас готова только дорожная карта: в 2018 году проводят совещания, апробируют формы оценки педагогов. В 15 регионах введут новые правила аттестации — точный список регионов определят к концу 2018 года. В тестовом режиме работает сайт российской электронной школы. На нем можно найти материалы для подготовки к урокам, разработанные лучшими учителями РФ. Как определялся список лучших, точно неизвестно.

К 2020 году заработает НСУР — национальная система учительского роста. В нее будут входить аттестационные комиссии, центры повышения квалификации педагогов

Когда начнут действовать новые правила?

Профстандарт уже частично действует. До 2020 года внедрят новые правила аттестации. За 2018 год разработают систему оценки педагогов, до конца 2019 внедрят новую систему повышения квалификации. Заодно будут повышать престиж профессии — улучшат награды и поощрения.

Новая модель аттестации учителей (схема)

Инфографика “РГ”: Антон Переплетчиков / Леонид Кулешов / Ксения Колесникова

Татьяна Голикова, вице-премьер:

– В рамках нацпроекта “Образование” мы намерены направить на повышение квалификации педагогов 15 млрд рублей. Это возможность за будущие года подготовить и переподготовить порядка 50% педагогов, дать им такую возможность получения новых знаний в наших высших учебных заведениях.

Ольга Васильева, министр просвещения

Изменения в аттестации учителей

Уважаемые коллеги, сегодня хочу поделиться с Вами своими соображениями и новостями по поводу предстоящих (в будущем) изменений в аттестации педагогов.

Мне, как председателю экспертной группы по аттестации учителей физической культуры Московской области, часто задают один и тот же вопрос: «Будут ли в ближайшее время изменения в аттестации педагогических работников?» Ответ: «Конечно, будут, но не сегодня и завтра!» В ближайший учебный год изменений не будет.

Глобальные реформы в системе образования коснулись не только учебных программ, форм и методов преподавания, но и затронут вопросы повышения уровня квалификации педагогов.

Грядёт внедрение национальной системы учительского роста (НРУС)! НРУС – новая, усовершенствованная форма аттестации учителей. К 2020 году должны быть внедрены новые и единые федеральные требования оценки профессионального уровня учителя. Существующая сейчас система аттестации в стране не имеет единых критериев оценки. По-разному проводится экспертная оценка. В одних аттестуемые учителя собирают и сдают портфолио, в других показывают открытые уроки. В Московской области и портфолио, и открытые уроки. Где-то до сих пор присутствует субъективный подход в оценивании учителя (достоин, не достоин, с опытом, без опыта, понравился, не понравился) – об этом я слышал от учителей из некоторых регионов страны. С введением профстандарта педагога и НСУР должны стать и единые правила, критерии аттестации для всей страны.

Как я понимаю, предполагается введение новых квалификационных категорий. Вполне возможно, в образовательных учреждениях учителя будут разделены три категории: просто учитель, старший учитель и ведущий учитель (или что-то в этом роде).

Учителем может быть только человек с высшим образованием, который должен непрерывно обучаться и развиваться, вести качественно обучение по образовательным программам, работать с разными детьми и взаимодействовать с их родителями.

Старший учитель – это уже методист. Он должен разрабатывать индивидуальные программы обучения и воспитания и уметь проектировать программы коррекционной работы.

Ведущий учитель должен выполнять функции администратора. В его обязанности будут входить не только разработка образовательных программ, но и обучение по ним. Ведущий учитель должен координировать работу своих коллег-педагогов, психолога, воспитателей…

Всех учителей волнует вопрос: «Как будет проходить аттестация?»

К 2020 году заработает НСУР, внедрят новые правила аттестации. За 2018 год разработают систему оценки педагогов, до конца 2019 внедрят новую систему повышения квалификации. Заодно будут повышать престиж профессии — улучшат награды и поощрения.

Аттестация Страница 1

На Всероссийском форуме молодых учителей в Выборге директор Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Минпросвещения Мария Хлопотных поделилась информацией о том, как будет проходить новая аттестация педагогов, сообщает пресс-служба Министерства образования Кировской области.

Расширенное заседание Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре состоялось 21 мая. Выступая в ходе него, заместитель министра просвещения РФ Татьяна Синюгина подняла тему профессиональной подготовки педагогов.

Директор Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Министерства просвещения Российской Федерации Мария Хлопотных сообщила, что новая модель аттестации педагогов будет наиболее точно отображать качество преподавания и профессионализм специалистов.

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал на своем сайте проекты демоверсий перспективных контрольных измерительных материалов (КИМ) основного государственного экзамена (ОГЭ) по русскому языку, математике, литературе, английскому, немецкому, французскому и испанскому языкам. Демоверсии по остальным семи предметам, сдаваемым в форме ОГЭ, были опубликованы в октябре 2018 года.

В Подмосковье более 77 тысяч восьмиклассников написали диагностическую метапредметную работу, сообщает пресс-служба первого заместителя председателя правительства Московской области – министра образования Московской области Ольги Забраловой.

В расположенном в Сочи образовательном центре «Сириус» выступила вице-премьер Татьяна Алексеевна Голикова на конференции «Путь к успеху». Она рассказала, в частности, о деталях национального проекта «Образование».

Система аттестации директоров школ – руководителей общеобразовательных организаций – может появиться уже в 2020 году. Об этом на Всероссийской конференции “Путь к успеху” в сочинском “Сириусе” рассказала вице-премьер Татьяна Голикова.

Министр просвещения России Ольга Васильева заявила, что в 2019 году Основной государственный экзамен по истории в 9-х классах будут сдавать по двум версиям контрольных измерительных материалов.

Карельские парламентарии выступили с предложением ввести обязательную аттестацию педагогических работников по основам оказания первой помощи.

Новая модель аттестации учителей будет утверждена в 2020 году. После этого начнется переходный период. В течение нескольких лет учителя смогут выбирать: оставаться на старой модели или переходить на новую. Какие единые испытания ждут всех российских педагогов? И зачем они нужны?

Аттестация педагогов в 2020 году какие изменения

Выступая перед участниками конференции, О. Ю. Васильева сообщила, что окончательный вариант модели аттестации учителей будет утвержден только после широкого общественного обсуждения.

Глава Минпросвещения сообщила, что проект профессионального стандарта «Педагог» основан на уровневом подходе к квалификации учителей, в нём «найдут своё отражение и новые должности». Она пояснила, что карьера учителя будет развиваться как по горизонтали (первая и высшая квалификационные категории), так и с введением новых должностей: «старшего учителя» (методиста) и «ведущего учителя» (наставника).

– У нас есть подготовленный проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций». Этот документ призван утвердить в правовом поле новые должности – «старший учитель» и «ведущий учитель», – подчеркнула глава Минпросвещения России.

О. Ю. Васильева напомнила, что национальная система учительского роста состоит из взаимосвязанных элементов: аттестация, повышение квалификации, педагогическое образование, профессиональный стандарт педагога, повышение престижа профессии, что получило своё развитие в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Министр акцентировала внимание, что один из федеральных проектов нацпроекта «Образование» – «Учитель будущего» – направлен на внедрение национальной системы учительского роста, системной модели поддержки учителей, которая предусматривает работу по непрерывному развитию профессионального мастерства педагогов, обновлению содержания программ повышения их квалификации и введению усовершенствованной модели аттестации. Она отметила, что аттестация должна отражать качество работы педагога, его профессионализм и быть для учителя максимально простой и понятной, позволяющей определять дальнейшие траектории профессионального развития.

Также Министр высказала своё мнение о том, что у педагогов должен быть «экзамен на вхождение в профессию, как у медиков». Она информировала, что Минпросвещения планирует создать сеть независимых аттестационных центров, где педагоги смогут пройти независимую аттестацию ещё до официальной процедуры, чтобы самостоятельно оценить свой уровень квалификации, имеющиеся пробелы и устранить их.

– В этом независимом центре я, как учитель, могу пройти аттестацию до официальной, посмотреть, что не так, понять, что нужно подтянуть. Я думаю, что это правильное решение, – заключила Министр.

Материалы конференции представлены на сайте ефом.рф.

На реализацию федерального проекта «Учитель будущего» выделено 15 266, 80 млн рублей. В 2019 году средства на реализацию мероприятий проекта получат Республики Адыгея, Мордовия, Кабардино-Балкарская Республика, а также Астраханская, Вологодская, Воронежская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Тульская и Тюменская области.

Поделитесь статьей в соц. сетях:
Логотип сайта Год 2020

Станьте первым!

Оставьте комментарий
Нажмите, чтобы отменить ответ.

Данные не разглашаются. Поля, помеченные звездочкой, обязательны для заполнения

© 2021 ~ Год 2020 ~ ~ Разработка WP-Fairytale